Сокольники, Преображенское, Богородское, Метрогородок

О вытеснении независимых производителей

Разберем второй пункт из списка несбывшихся прогнозов К. Маркса, составленного П. Сингером. Первое разоблачение про неравенство можно почитать здесь. П. Сингер утверждает, что прогноз К. Маркса о том, что “всё больше и больше независимых производителей будут вытеснены в ряды пролетариата, останется несколько богатых капиталистов и масса бедных рабочих” не сбылся. И действительно, часто марксизм критикуют за отрицание конкуренции, восхваляя при этом чистый рынок, где конкуренция принесла целый ряд плюсов. Но марксизм не отрицает конкуренции и ее роли в экономике, а лишь показывает, что чистый рынок – это верный путь к монополизации. Кое-что об этом мы с вами уже обсуждали здесь. Теперь подробнее.

Никакой конкуренции, в более или менее чистом виде, уже давно и в помине нет в Западной экономике, по-крайней мере на уровне большого бизнеса. Это уже давно показал в своих исследованиях Дж. Гэлбрейт, который, подобно Т. Пикетти, документально установил следующее.

После Второй Мировой войны роль крупных корпораций в экономике возросла. Классические предприниматели прошлого были антагонистами государства, а крупные корпорации (фактически монополии) теперь стремятся к сотрудничеству с государством. Акционерные компании сделали фактически невозможной персонификацию предпринимателя, как собственника и поэтому классическое предпринимательство уже во второй половине XX века постепенно исчезает. На его место приходит корпоративное предпринимательство. В современных корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техноструктура (управляющая система), ее власть безлика, решения вырабатываются коллективно. Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед, чтобы не потерять свое положение и сверхприбыли. Планирование требует стабильности, поэтому о свободной конкуренции не может быть и речи. Техноструктура своими договорами с другими техноструктурами создает всеохватывающую сеть, которая делает рынок управляемым, предсказуемым, контролируемым. Техноструктура имеет иные цели, чем классический предприниматель: не максимизации прибыли (у техноструктуры и так сверхогромные капиталы), а прочная позиция фирмы на рынке, контроль рынка. Предпринимателей больше нет в том виде, в каком они были раньше. Есть техноструктуры и их менеджеры-управленцы.

Таким образом, на уровне торговли китайским ширпотребом через маркетплейс, какое-то подобие конкуренции сохраняется, также, как и на уровне магазинов “у дома” или местных парикмахерских. На уровне экономики в целом – забудьте. Независимые производители действительно были поглощены и вытеснены в ряды либо непосредственно пролетариата (не в смысле прям бедноты, а просто наемных рабочих, тех же менеджеров), либо отправлены на уровень подконтрольных дочерних компаний. И опять же, если бы не две Мировые войны, Великая депрессия, реформы Ф. Рузвельта и существование СССР, эти процессы прошли бы еще быстрее и явнее. Что касается “богатых капиталистов и массы бедных рабочих”, то просто вспомните, опять же, исследование Т. Пикетти про неравенство.

И напоследок, как в качестве наглядной иллюстрации, привожу лишь неполный список брендов и продукции, принадлежащих одной (!) американской ТНК “The Procter & Gamble Company”:
– Fairy,
– Tide,
– Ariel,
– «Миф»,
– Ace,
– Mr. Clean,
– Lenor,
– Comet,
– Fairy Oxi,
– Mr. Proper,
– Dreft,
– Pampers,
– Always,
– Alldays,
– Tampax,
– Discreet,
– Naturella,
– Wash & Go,
– Head & Shoulders,
– Pantene,
– Shamtu,
– Herbal Essense,
– Wella,
– Londa,
– Camay,
– Safeguard,
– Secret,
– Old Spice,
– Olay,
– Hugo Boss,
– Dolce&Gabbana,
– Gucci,
– Mexx,
– Baldessarini,
– Blend-a-Med,
– Oral-B,
– Crest,
– Cover Girl,
– Max Factor,
– Gillette,
– Venus,
– Braun,
– Eukanuba и мн. др.

А вот что принадлежит PepsiCo:
– все виды Pepsi,
– 7UP,
– Mirinda;
– Mountain Dew,
– ряд изотонических и энергетических напитков,
– соки J-7;
– «Агуша»,
– «Веселый Молочник»,
– «Домик в деревне»,
– «Любимый»,
– «Фруктовый сад»,
– «Чудо»,
– «Я»
– чипсы Lay’s,
– Cheetos и мн. др.

Наверное, процентов 80 того, что мы видим в магазинах – это всего лишь 2 компании.

Короткая квинт-эссенция сказанного выше: марксизм не предсказывает то, что все, абсолютно все маленькие магазинчики во дворах жилых домов должны закрыться в угоду крупным капиталистам без возможности открыться вновь. Марксизм предсказывает, что рыночная экономика стремится к монополизации, так как в ходе свободной конкуренции более успешные игроки рынка естественным образом вытесняют или поглощают менее успешных. Без вмешательства государства это происходит быстро и явно. С государственным вмешательством – не быстро и не явно, но всë равно происходит. Примеров вокруг нас – хоть отбавляй.

Предыдущее разоблачение П. Сингера: Про неравенство

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *