Данный пост является ответом на утверждение П. Сингера о том, что ни один из прогнозов К. Маркса не сбылся. Прежде всего, П. Сингер считает ошибочным то, что “разрыв в доходах между капиталистами и рабочими будет увеличиваться”.
В принципе, фактически опровержение многих утверждений П. Сингера прямо или косвенно можно найти в книге Т. Пикетти “Капитал в XXI веке”. Очень рекомендую, если вы с ней еще не знакомы. Т. Пикетти не ассоциирует себя с марксизмом, он отмечает те минусы, которые на его взгляд есть в марксизме, но тем не менее делает такой вывод:
“Несмотря на все свои ограничения, марксистский анализ во многих отношениях сохраняет свою актуальность”.
И это говорит человек, изучивший экономическую статистику 20 стран за период с XVIII века и до наших дней. Что изучил П. Сингер, придя к своим выводам о несбывшихся прогнозах – не совсем понятно.
Т. Пикетти нам интересен тем, что в своей книге он приводит крайне ценные фактические данные, графики, математические расчеты. Вот, что он пишет:
“В период с 1870 по 1914 гг. мы можем наблюдать в лучшем случае стабилизацию неравенства на чрезвычайно высоком уровне, а в отдельных случаях – бесконечное увеличение неравенства по спирали, сопровождавшееся всё более высокой концентрацией имущества”.
Далее автор пишет о том, что “трудно сказать, к чему бы привела эта траектория“, если бы не Первая Мировая война.
К. Маркс умер в 1883 г. Предсказанная им тенденция к углублению неравенства безотказно действовала на протяжении всего времени его жизни и еще примерно 40 лет после смерти. Эта тенденция оказалась лишь на время остановленной такими страшными потрясениями, как обе Мировые войны, а также Великая депрессия, когда уже само государство (особенно в США) было вынуждено вмешаться и прекратить всё то безобразие, к которому привел чистый рынок. Вспомните, насколько негативно были восприняты реформы Ф. Рузвельта американскими капиталистами. Ф. Рузвельт фактически административным давлением на капитализм заставил существующее неравенство ощутимо сократиться.
Ну хорошо, скажете вы, а что же было дальше, во второй половине XX века, а главное – какие тенденции идут в наши дни? Это мы наглядно увидим на графике, приводимом Т. Пикетти в его книге.
Т. Пикетти. Капитал в XXI веке
Итак, перед вами график, отражающий изменения в неравенстве доходов в США с 1910 по 2010 гг. График взят из той же книги Т. Пикетти (“Капитал в XXI веке”). США – первая экономика мира и цитадель капитализма. Что же мы видим? Падение неравенства в 1930-е гг. – это как раз эпоха Ф. Рузвельта, о котором мы уже говорили. Затем небольшой “застой” с конца Второй Мировой войны до 1970-х гг., вызванный последствиями собственно войны. А затем с ослаблением и распадом СССР, бешеный рост. Сопоставьте этот график с графиком инвестиций в развивающиеся страны (они резко возрастают с распадом СССР, так как развивающиеся страны – источник дешевой рабочий силы для Западного капитализма) и пазл у вас должен сложиться. Социальное неравенство при капитализме не растет только под воздействием мощнейших внешних факторов, таких как Мировые войны, Великая депрессия, существование СССР, который, как сдерживающий фактор, мешает капитализму обнаглеть окончательно. Во всех остальных случаях уровень социального неравенства просто улетает в небеса.
Мировая экономическая статистика практически всегда подтверждает те или иные положения марксизма. На графике – прямые иностранные инвестиции в развивающиеся и переходные экономики в 1970-2020 гг. (в млн. долл. США). Инвестиции стран Запада в экономики развивающихся стран резко возрастают после распада СССР, так как падение коммунизма означало сведение к нулю опасность национализации западных предприятий, построенных в развивающихся странах. Падение СССР открыло для Запада доступ к дешевой рабочей силе (можно занижать зарплаты местным рабочим, так как советской альтернативы больше нет), а также дало возможность перенести в развивающиеся страны экологически грязные производства (опять же потому, что нет Союза, который смог бы с этим бороться идеологически и экономически). График создан по данным UNCTADstat.
Обычно дискуссии в Интернете между сторонниками и противниками марксизма очень многословные. Спорящие стороны часто впадают в эмоции, зрители ждут всё больше новых выкладок, исследований, фактов с обеих сторон. Но по сути для решения вопроса о росте социального неравенства вполне достаточно одной картинки – графика, приведенного выше (о возрастающем в США неравенстве). Это как конфеты “Рафаэлло” – вместо тысячи слов. Т. Пикетти провел большую работу по анализу статистики, он достаточно подробно описывает свою методологию в книге и на своем сайте, более подробных и основательных расчетов по этой теме я еще не встречал. Так что я думаю, что в приведенных данных могут быть какие-то погрешности в деталях, но суть отражена вполне верно: если капитализм развивается относительно стабильно, будучи предоставленным самому себе, то социальное неравенство возрастает. И это правило работало при жизни К. Маркса, работает оно и в XXI веке.
В комментариях к графику было сказано, что СССР – сдерживающий фактор, мешавший Штатам и капитализму в целом обнаглеть окончательно. Это не стоит понимать так, что СССР – это абсолютное добро, а США – абсолютное зло. Нет. Просто любые серьезные злоупотребления и резкий рост социального неравенства в США при существовании СССР сразу были бы использованы в коммунистической пропаганде в мировом масштабе. Да и доступ к дешевой азиатской рабочей силе для американского капитализма был затруднен при СССР.
Как так получается, что жить стало вроде лучше, а неравенство выросло? Ну вот так и получается: повысилась общая норма, общество в целом встало на новый уровень, а в процентном соотношении неравенство увеличилось. Простой пример. Представьте, что у нас есть два человека: рабочий и капиталист. Они делят 100 000 $. Рабочему достается 30 000, а капиталисту 70 000. Через 10 лет они уже делят 1 000 000 $. Но теперь рабочему достается 100 000, а капиталисту – 900 000. Да, рабочий получает более, чем в 3 раза больше, чем раньше, но эта сумма – лишь 10% от совокупного дохода, а раньше было 30%. У капиталиста же раньше было 70%, а теперь 90%. Воспринимайте эти цифры и этот пример просто как наглядную и упрощенную иллюстрацию того, как это работает.
Таким образом, социальное неравенство растет даже внутри первой экономики мира – США. И это мы еще не говорили о том, что современный капитализм – это глобальный капитализм. Если раньше в Европе и США эксплуатировался труд собственного населения, включая детей, а также завезенных из Африки рабов, то теперь мировая периферия эксплуатируется напрямую и по полной программе. И сегодня уже логичнее было бы рассуждать о росте социального неравенства не внутри отдельных стран, а в мировом масштабе. Но там цифры будут просто сумасшедшие, не для слабонервных.
Следующее разоблачение П. Сингера: Про вытеснение независимых производителей