В капиталистической экономике регулярно происходят кризисы. Каждые 3-5-7-10 лет. Либеральные экономисты постоянно бьются над вопросами о причинах этих кризисов и путях их преодоления, а ведь все ответы уже были даны в марксизме.
По сути никто не объяснил постоянные кризисы, возникающие при капитализме лучше, чем марксисты. Марксистское объяснение кажется наиболее простым, понятным, эффективным и, что самое интересное, оно весьма диалектично. Кризисы при капитализме возникают вследствие перепроизводства, когда предложение перестает соответствовать спросу.
Постоянные кризисы перепроизводства при капитализме являются одним из проявлений диалектического закона перехода количественных изменений в качественные: как только товаров становится слишком много (сверх меры), рост экономики сменяется спадом. Рост переходит в спад вследствие изменения количественных показателей. Более того, здесь одно переходит в свою противоположность (рост—>спад), что максимально соответствует диалектическим принципам, законам, диалектическому мировоззрению в целом.
Чтобы справиться с этими кризисами, был придуман маркетинг и идеология общества потребления в целом. Однако, этого, конечно же, оказалось недостаточно. Нужны были не только идеологические, но и какие-то реальные, “осязаемые” меры. Тогда предприятия стали совершенствовать свои методы планирования производства, чтобы производить не больше, чем нужно и, тем самым, не терпеть убытки. Таким образом, плановость всё больше и больше проникает в свободный рынок. Чтобы перестать терпеть убытки, нужно, фактически, сделать экономику плановой.
Более того, чтобы получать всё больше прибыли, нужно поглощать конкурентов, что ведет к монополизации и фактической ликвидации свободной конкуренции. Еще раз: в самом капитализме заложены механизмы перехода от свободной конкуренции к монополизации. И чем свободнее рынок, тем стремительнее он движется в сторону монополии. Это, к слову, тоже очень диалектично. На самом деле свободной и честной конкуренции в большом западном бизнесе нет уже как минимум со второй половины XX века. Это показал еще Дж. Гэлбрейт.
В итоге получается, что для сохранения высокого уровня прибылей, производительности и для того, чтобы минимизировать влияние кризисов, рынок должен монополизироваться и внедрять плановость. Фактически, чтобы избавиться от постоянных кризисов, капитализм должен перестать быть капитализмом. Я говорил это много раз и скажу снова: не стоит демонизировать капитализм, но важно понимать, что он не вечен и механизмы к его же собственной эволюции и перестройке заложены в нем же самом.