Мы и Русский вопрос. Русский коммунист о русском вопросе.

Россия... должна подчиниться Европе или...

устоять в своей отдельности.

Если ответ русских будет в пользу отдельности,

то что нам следует делать?

Надо крепить себя, меньше думать о благе и

больше - о силе.

К. Леонтьев.

   Русский вопрос... Для нас, русских, эти слова вмещают все многообразие нашего собственного русского мироустройства. Тут все: от "что значит быть русским" до "почему мы так живём".

    

Эта статья состоит из двух частей. Первая была написана достаточно давно – в середине «нулевых», в вторая – сравнительно недавно – в 2021 году и отредактирована уже в наши дни.

 

Часть 1.

 

Что значит "быть русским"? Какова «русская национальная идея», и есть ли она? Нужно выделить два принципиальных отличия русских от остальных народов России. Одно состоит в нашей подавляющей многочисленности, имеющей под собой многовековую основу. Второе, являясь, в значительной степени, причиной первого, есть тот заряд духовных ценностей, который собственно и определяет человека, как русского. Даже независимо от его происхождения. Недаром, например, И.В. Сталин называл себя «русским грузинского происхождения». В силу этих отличий русский народ являлся и является в России государствообразующим, что наложило на него свой особый, неизгладимый отпечаток.

Русский - это носитель определенного мировоззрения, системы понятий и оценок, определяющей место человека в обществе и мире и их неразрывную взаимосвязь и взаимопроникновение. Любой из нас в той или иной степени является носителем этого мировоззрения, им живет и, вглядевшись в себя, может его выразить. Спросите себя - близко ли вам это: все сущее, имеет право на существование и имеет своё предназначение, которое должно быть реализовано; живи сам, и не мешай жить другим; поиск правды, смысла жизни и стремление к справедливости; человек свободен в поступках, и один судья ему - его совесть. Все в мире взаимосвязано и взаимозависимо, следовательно, человек несет в себе связь со всем миром, а в свободе своей - ответственность за все, происходящее вокруг. И здесь граница его свободе, а также основа коллективизма. Прописные истины, да. Но они в нас, и потому мы - русские.

Такая система ценностей позволяет нам не доходить до непримиримых, взаимоисключающих конфликтов при взаимодействии с другими народами, во всяком случае, если инициатива такого взаимодействия исходит от нас.

Это мировоззрение сложилось исторически в процессе формирования, как русского народа, так и русской государственности, ибо одно без другого невозможно. Сочетание в русском человеке внутренней свободы с ощущением поистине космической взаимосвязи всего со всем приводит к тому, что мы, русские, как народ, не можем сколько-нибудь долго сохранять себя в соприкосновении с агрессивными соседями без наличия у нас жесткой внешней защитной оболочки и прочного каркаса в лице сильного государства. Ирония судьбы: свободолюбивый народ вынужден стягивать себя стальным обручем централизованной государственной власти, которая, единственно, и может организовать его движение для адекватного ответа вызовам времени. И, к сожалению, этой власти в иные кризисные периоды случается иметь деспотический характер. Однако, решающим моментом в согласии народа на такую власть является то, в какой мере она отражает его национальные интересы. Для России народовластие - есть действие верховной власти в интересах народа. А форма власти – Империя: будь то Великое княжение (в прочем, в то время этот принцип еще не вполне устоялся, бывали времена феодальной раздробленности), Православная монархия или Советы. Это зависело от конкретных исторических условий. Однако, во всех случаях - Империя. Но не колониальная, а совершенно иного рода: сильное, самодостаточное, многонациональное, централизованное государство, в котором отсутствует политическое и экономическое разделение территорий на метрополию и колонии, но есть существенные элементы патернализма со стороны государства по отношению ко всему населению.

Создание такого уникального государства-империи - что еще перед лицом постоянного, многовекового давления коллективного Запада могли сделать русские, в силу своего мировоззрения неспособные к паразитированию на других народах? И империя была создана путем присоединения и заселения обширных территорий. Коренное же население этих земель не вытеснялось или истреблялось, как это бывало в истории Запада, а включалось в состав империи с сохранением их внутреннего жизненного уклада и вероисповедания. Хотя, надо признать, присоединение, бывало, носило насильственный характер. Но, вместе с тем, так же надо признать, что в противном случае этим народам предстояло либо застыть (отстать) в своём культурном развитии, либо попасть под власть более агрессивных соседей. А иные из народов, не попади они в свое время в состав империи, вполне возможно, просто перестали бы существовать.

Таким образом, "сохранить себя" - одна из составных частей "русской национальной идеи". Сохранить тот порядок вещей и путь развития русской цивилизации, которые должны быть только нашими и не зависеть ни от чьей иной, кроме русской, воли.

Здесь следует отметить еще одну сторону русского характера: для создания империи в народе должно было усилиться созидательное начало и приглушиться стремление к личному обогащению. В дальнейшем это не раз сыграет свою роль.

Величие народа определяется величием его свершений. Создание обширной многонациональной империи с богатой материальной и духовной культурой, посильный вклад в которую внесли все, уже само по себе значимое достижение. Но сама по себе исключительно только империя не могла быть целью движения русского народа. Даже необходимости самосохранения мало для идеологического и духовного обоснования такого движения.

Русскому человеку всегда было свойственно некое мессианство - стремление показать и доказать свою правду. Посмотрите на себя. Разве вам не приходилось спорить, упорно отстаивая свою точку зрения? По бытовым ли, по принципиальным вопросам? Было такое? Было! То же и с народом, во всей его массе: вторая составляющая "русской национальной идеи" - показать другим народам и утвердить всеми своими свершениями, всем своим земным бытием истинный, праведный Путь. Долгое время это было Православие, затем Коммунизм. А иначе, ну для чего жить русскому человеку, не ради же безмерного стяжательства или благополучного проживания отпущенных судьбой лет? Хотя, случались и такие периоды в нашей истории. Но великому народу всегда нужна великая цель.

Давно известно: всё познаётся в сравнении. Например, для современного человека Запада мир - это борьба всех со всеми. Никто ничем никому не обязан и отвечает только за себя, за исключением, быть может, семьи и иных узких, замкнутых групп. Лишь закон ограничивает свободу индивида, который может объединяться с другими такими же индивидами, но только в пределах достижения личных целей. И лишь изредка, ненадолго – для достижения более общих, насущных целей. Практически каждый контакт западного или, как они сами себя называют, «цивилизованного» общества с другим сообществом людей неизбежно сводится к агрессивному воздействию на последнее: поскольку оно лежит вне цивилизации, то на него не распространяются законы, и с ним позволительно делать все, что угодно. А угодно, как правило, ограбить тем или иным способом. Такова суть гражданского общества Запада.

Вы такие? Если да, то вы уже не русские.

Вышесказанное кроме всего прочего доказывает, что русские никоим образом не националисты. Национализм это даже не идеологическое, а скорее психологическое явление, характеризующееся приписыванием собственной нации исключительного превосходства над остальными. И на этом основании оправдывающее стремление обеспечить свои потребности за счет других народов. Соответственно и русские коммунисты ничем подобным никогда не занимались. Наши принципы национальной справедливости таковы: все народы Земли уникальны, самоценны, и ни один из них не должен жить за счет других, а в многонациональном государстве представителям ни одного народа не должно оказываться предпочтение перед другими, и ни один из них не должен подвергаться преследованиям по национальному признаку.

Тяжелый кризис русской цивилизации сегодня очевиден для всех. После разрушения СССР 25 миллионов русских вне пределов РФ оказались изгоями. Мы стали самым большим разделенным народом. Но и в России положение русских не лучше. Разрушена производственная база страны. Низкие зарплаты и отсутствие достойных рабочих мест ведут к беспросветной жизни и повальному пьянству. Население РФ, особенно русских регионов, сокращается с катастрофической скоростью - 250 человек в час. Отсутствует поддержка семьи, детское пособие застыло на позорных 70 рублях.

В глубоком загоне русская культура, наука, образование. На фоне болтовни об "общечеловеческих ценностях" государство отказалось от поддержки музеев, библиотек, самобытных народных художественных коллективов. В Центральные регионы России идет экспансия народов из близлежащих государств, а на Дальний Восток - из Китая. Происходит размывание исторически сложившейся русской цивилизации.

Русские вынесли на себе основные тяготы государственного и экономического строительства России. Погибнут русский народ и его государственность - плохо будет и всем остальным народам. Поэтому сейчас национальная справедливость в отношении русского народа требует уделять приоритетное внимание его спасению.

   Вглядимся в недалёкое прошлое. Что с нами произошло? Была Российская империя, был СССР, теперь - нечто под названием РФ и СНГ...

Прочность познается через испытание, и мы его в этот раз не выдержали. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. За всю свою многовековую историю Русь-Россия-СССР многократно бывали в ситуациях, когда приходилось решать задачу "жить или погибнуть". И мы, как народ, всегда находили решение. Каждый раз по своему, очень часто через кровавые жертвы и непримиримые противостояния, но - "жить".

В 60-80-х годах прошлого века мы оказались в небывалом дотоле положении. Благодаря титаническим усилиям предыдущих лет СССР достиг уровня благосостояния, когда перед нами встала задача "жить лучше". Но методов ее решения у нас не оказалось. Как это странно ни звучит: вместе спасаться мы умели, а вместе жить зажиточно - нет. В народе, во всей его массе, сначала незначительно, но потом все сильнее стала проявляться тенденция "каждый сам для себя". Стала размываться скрепа личной ответственности за страну. Мы все разом перескочили в сравнительно благополучное и безопасное общество. Просто невероятно безопасное. (Вот бытовой, совершенно обыденный пример из тех лет: молодые мамочки абсолютно спокойно оставляли своих спящих грудничков в детских колясках у продуктовых магазинов, когда шли туда за покупками. Ребёнок проснулся и заплакал – не беда: любой прохожий мог подойти и покачать коляску, пока мамочка не выйдет из магазина. Подобное нонсенс в наше время.) И мы расслабились. Именно в этот момент к власти в стране пришел человек, который, тоже впервые за всю нашу историю, поставил себе целью разрушение государства. Во всяком случае, так он заявлял потом. Вспомните: вторая половина 80-х, СССР уже сотрясался кризисами, устроенными реформами Горбачева, но кто из нас ни думал, не смотря ни на что, "ну не может же СССР развалиться"? И полные этой уверенности мы молчали, контуженные потоками чернухи о себе, лившимися из государственных (!) СМИ. А иные из нас уже шли за дудочкой "общечеловеческих ценностей", одурманенные западным образом жизни, в полном непонимании его истоков и содержания. СССР хладнокровно и планомерно убивали, а мы в безмятежном спокойствии за свою жизнь гнались за личным благополучием. Кто же тогда мог предположить, чем все кончится? Вот в этом и дело. Никто не спорит – изменения и преобразования в СССР назрели, но не те, что были осуществлены. Мы не смогли найти верный ответ.

СССР рухнул. Но это полбеды. Все мы жили как бы в двух измерениях. Одно - повседневные, личные заботы. Второе - ощущение принадлежности к Великому народу со стройками века, космосом, атомоходами, со всемировой значимостью свершений, идей и целей. И вот, вместе с СССР, как оказалось, в каждом из нас рухнуло это ощущение принадлежности к Великому. Именно здесь причина 15-ти летней трагедии народа. Мы не видим цели, ради которой стоит быть великим народом, и постепенно становимся народом маленьким - сокращаемся духовно, численно, территориально. Ну, в самом деле, не может же быть "национальной идеей" построение общества, основанного на "общечеловеческих ценностях". Народ, усвоивший эти "общечеловеческие ценности" (и выдуманные-то на Западе исключительно как оружие идеологической войны) и отказавшийся ради них от своих национальных основ жизнеустройства, перестает быть народом. Превращается в пыль из "общечеловеков". А все попытки режима одарить нас "национальной идеей" в виде химеры из смеси Православия и либерализма не могут увенчаться успехом по той простой причине, что не существует либеральных подвижников Православия. Нет веры без примера.

Но почему даже в виде "невеликого народа" мы отступаем? В принципе, любой из нас сам может найти ответ, исходя из личного опыта и знаний. Поэтому здесь нет надобности рассматривать все стороны этой проблемы, но две из них - главные - следует особо выделить.

Первая - это власть.   Власть в стране должна отвечать нашим интересам. От государственной власти требуется, во-первых, развивать те стороны человеческой деятельности, которые направлены на жизнеобеспечение и благополучие народа, а не на отвратительное, безмерное обогащение отдельных его представителей. И, во-вторых, это должны быть коллективные формы деятельности, к которым русские имеют наибольшую склонность и способности. Но уж никак не торговый и банковский бизнес, стремящийся исключительно к прибыли, и где русские, за редкими исключениями, будут уступать представителям других народов в силу национальных особенностей.

Если же мы видим прямо противоположное, то такая власть нам не нужна.

Вторая проблема касается нас самих. Мы все работаем и производим что-либо так, как можем и умеем. И, к сожалению, часто результаты нашего труда, особенно теперь, уступают по качеству импортным товарам. Но одновременно, все мы являемся и покупателями. Соблазн приобрести качественный импорт, даже при наличии дешевого российского аналога, весьма велик. Если вы поддались этому соблазну, то дали жизнь немцу, японцу, китайцу, еще кому-то - производителю купленного вами товара. И отняли жизнь у русского. Точно так же, как кто-то другой в России отнимет жизнь у вас, купив импорт вместо результатов вашего труда. Как вам такой взгляд? Но если бы только это. Покупка импорта связана с продажей за рубеж сырья (иных средств получения валюты у нас практически нет), а это уже лишение жизни наших детей и внуков - им природных ресурсов не останется. Очевидные истины: "купил иномарку - продал Родину".

Но какова формулировка русской национальной идеи сегодня? Каждый из нас несет ее в себе, в том или ином, но близком виде. О чем мы думаем, когда смотрим на нашу нынешнюю жизнь и сравниваем ее с той, что была у нас два десятка лет назад? Каждый - о своем. И все вместе - о былом величии Державы и ее нацеленности в лучшее будущее. О надёжной, справедливой стране. Кто из нас может сказать о РФ, что это великая страна, а будущее ее светло и ясно? Граждане в ней живут достойно и безопасно? В здравом уме, твердой памяти и не перед телекамерой? Вот то-то. Получается, что нам сейчас требуется только одно - восстановление и дальнейшее улучшение той жизни, которую мы столь опрометчиво не сохранили. Восстановление - это и есть формулировка русской национальной идеи первой половины 21 века.

2005г.

Часть 2.

С момента написания всего предыдущего прошло более полутора десятков лет. За это время в нашей стране по многим и разнообразным причинам произошли поначалу незаметные, но со временем всё более явные идеологические изменения. Не секрет, что идеи либерализма и свободного рынка, ухода государства из экономики и включения «на равных» России в «Западную цивилизацию» если и воспринимались положительно довольно большой частью населения страны, то лишь в девяностые годы прошлого века. Теперь адекватно мыслящие люди уже вполне убеждены в губительности либеральных реформ для России и враждебности Запада или, по крайней мере, невозможности для России стать его равноправной частью. Это с одной стороны. А с другой, из властных кабинетов мы стали часто слышать речи о социальной ответственности бизнеса и государства, патриотизме и защите национальных интересов. Хотя одновременно оттуда же звучат заклинания из репертуара либералов. А равно исходят и аналогичные решения. Что происходит? А происходит то, что Россия опять вступает в тот редкий исторический момент, когда «низы не хотят, а верхи не могут» жить по-старому.

С «низами» всё более-менее понятно: память о прежнем величии отечества и гордость каждого за достижения своих конкретных дедов вместе с «холодильником, побеждающим телевизор» придают правильное направление мыслям. С «верхами» ситуация интересней. Неявно, завуалированно, половинчато, вынужденно они уже пробуют что-то восстанавливать.  Почему? Прибрав к рукам путём грабительской приватизации народное достояние и многократно его перераспределяя внутри себя, «верхи» наконец вполне осознали, что конечным и исключительным выгодополучателем от процесса разграбления России должен стать коллективный Запад. А они всего лишь временные посредники в этом процессе. И у них возникла проблема: как защитить свои богатства, как пресечь их дальнейшее перераспределение в пользу Запада? На что опереться? И оказалось, что опереться кроме как на российское государство и народ не на что. Конечно, можно пытаться развивать армию и флот, что сейчас мы и видим. (И этот процесс объективно соответствует интересам страны.) Можно как-то отстаивать свои узкогрупповые внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Но импортнозависимые технологическая и промышленная базы РФ делают такие попытки крайне ограниченными, частичными, эфемерными, недостаточными. Для адекватного ответа на вызовы времени в стране уже давно назрела необходимость новой индустриализации. Но именно это «верхи» делать не хотят (ибо придётся сильно урезать свои прибыли) и не способны, даже если бы захотели (по причине ущербного кадрового состава, основательно впитавшего «западные ценности»).

Еще можно апеллировать к патриотизму. Но здесь адресатам патриотических призывов сразу видна явная ложь призывающих. Нельзя одновременно наживаться на утилизации отечества и толковать о любви к нему. И если называть геополитического противника «партнёром», он не перестанет быть противником. Чтобы поверили, надо называть вещи своими именами. Нельзя чествовать День Победы на фоне задрапированного Мавзолея. Так это не работает. И «верхи» интуитивно всё, видимо, понимают. Не случайно ведь если раньше «Победил наш народ», то теперь «Победил советский народ».

Поскольку угроза потери контроля над национальным достоянием России, стоящая перед «верхами», диалектически в равной мере стоит и перед «низами», идея Восстановления требовательно дубасит в нашу дверь. Независимо от политических предпочтений и материального достатка.

Но что и как делать для восстановления? Ответу на этот вопрос всегда предшествует ответ на другой вопрос: кто виноват? И связь здесь самая очевидная: определили – кто виноват, сразу знаете, что было сделано неправильно, как делать нельзя, а как надо. И кому можно доверить восстановление, а кому нельзя.

Над нынешним режимом РФ фатально довлеет его родовое проклятие в виде либеральных реформ девяностых годов прошлого века, от которых он не может отказаться, ибо это эквивалентно его полному политическому банкротству. Образно говоря: разрушив Ельцин-центр, они сами будут погребены под его обломками. В след за признанием, что вектор развития страны был задан неверный, автоматически последует напрасность всех жертв и потерь последних трёх десятков лет. Со всеми, со всеми оргвыводами…

Ничего не менять официально и тихой сапой провести индустриализацию? Но это потребует колоссальных усилий и материальных затрат. А если в результате означенных мероприятий жизненный уровень граждан не повышать, то как их стимулировать на дальнейшее? Повышать? В таком случае придётся резко снижать собственное потребление «верхов». Тогда зачем всё затевалось с самого начала?

Индустриализация за счёт привозной рабсилы? В этой схеме собственные граждане как бы и лишние. Так?  Но население, оказавшееся не у дел в собственной стране, неизбежно начнёт деградировать. И кто тогда защитит власть имущих от претензий трудовых мигрантов, почувствовавших свою необходимость? Сила государства проистекает от силы народа.

Это безвыходная ситуация для «верхов», вынужденных барахтаться между своими желаниями и возможностями. Жить как раньше, они уже не смогут.

Для нас же, русских, как народа (башкир, татарин, удмурт – обобщённо всё равно русский) выход из создавшегося положения есть в коренной смене направления развития страны, в возвращению к обществу социальной и национальной справедливости. Но для этого нужно менять власть. Собственно, это всё и есть решение русского национального вопроса.

 

2022г.